МКДОУ № 489, г. Новосибирск
Речь на кончиках пальцевЕсть повод для беспокойства, если:- Ребёнок долго не может научиться застегивать пуговицы, завязывать бантики, шнуровать ботинки. - У ребенка часто падают из рук мелкие предметы. - Неуверенно держит ложку, при еде проливает жидкую пищу. - Неуверенно держит карандаш, не получается рисовать тонкие прямые или спиралевидные линии, не умеет рисовать и штриховать. - Не умеет выполнять простые движения руками - застегивать молнию, звенеть колокольчиком. Перечисленные симптомы свидетельствуют о нарушениях мелкой моторики, которая стимулирует развитие речи. Что делать? Скорая родительская помощь. 1. Массаж - ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка есть явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты. 2. Пальчиковые бассейны - заполняются вначале более крупными предметами (шишками, каштанами, камешками), а затем — более мелкими (крупа, песок). высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15 см. 3. Игра с разноцветными прищепками. Обычные бельевые прищепки — это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами — большим, указательным и средним — и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. 4. Бумагопластика. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, елочные игрушки, костюмы и украшения. Изделия, выполненные в технике папье-маше — это тоже бумага. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать. Еще один необычный способ создания композиций — оригами. Это древнейшее искусство складывания бумаги. Складывая бумагу определенным способом, можно получить множество интересных поделок от самых простых до сложных. Нужно научить ребенка: - мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики; - создавать из комков бумажную скульптуру — забавного снеговика, цыпленка, ежика; - распрямлять ладонью и пальцами смятые листы бумаги; - отщипывать мелкие кусочки от целого листа; - скатывать из бумажных полосок «рулончики», «трубочки». Детям полезно ежедневно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание из листа плотной бумаги, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции — аппликации. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из старых журнала или газеты — как получится; а взрослый будет наклеивать вырванные кусочки на чистый лист, придавая им какую-либо форму. Может получиться занимательный коллаж. 5. Шнурки, шнуровки. Шнуровка — идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму. Задания для ребенка могут быть различными: 1) протянуть шнурок в каждое из отверстий через край трафарета; 2) протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контуру; 3) пришнуровать фигурки друг к другу и т. д. 6. Мозаика. Основная идея мозаики, как пособия для развития ребенка, заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу. 7. Пазлы. Широкое применение в работе с дошкольниками получили плоскостные мозаики, известные под заимствованным названием пазлы. Играющий должен соединить кусочки так, чтобы получилась цельная картина. 8. Волчки. Волчки — это игрушки, приводимые в движение пальцами руки и вращающиеся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движений пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти. 9. Счетные палочки, спички. К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек (с отрезанными головками) простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники. Живой интерес у детей вызывает постройка из палочек. Это задание требует особой аккуратности и точности движений, потому что неловкое движение пальцев разрушит всю постройку. 10. Конструкторы. Одно из любимых детских занятий — конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов... 11. Штриховки, раскрашивание и обведение фигур по контуру. Упражнения в штриховке способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам. 12. Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов с самых простых форм (например, круг или квадрат). 5 января 2018 в 07:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.